Почему древнеримские скульптуры так сильно повреждены?

Опубликовано: 26 Авг 2024  |  Источник: Live Science

Когда мы посещаем музей, чтобы полюбоваться произведениями искусства, нас обычно встречают целостные и гармоничные экспозиции. Мы привыкли видеть целые картины, гобелены или мебель. Однако, если говорить о древнеримских статуях, то здесь ситуация обстоит иначе. У них часто отсутствуют части: отломаны носы и пальцы, или вовсе отсутствуют руки и голова. Но в чем причина такого плачевного состояния древнеримских статуй?

Древние обезглавливания

Профессор классики и истории искусств Рэйчел Куссер из Бруклинского колледжа (США) отмечает, что контекст таких повреждений может быть очень разным. Например, некоторые статуи могли быть повреждены в результате войны, когда они служили мишенью для врагов или страдали от вандализма. Другие могли пострадать во время землетрясений или других природных катастроф. Кроме того, стоит учитывать, что многие статуи были сделаны из мрамора, который, хотя и является прочным материалом, со временем подвержен износу и повреждениям.

Часто статуи использовались в общественных пространствах, что также способствовало их разрушению. Наконец, некоторые скульптуры специально разбирали на запчасти, чтобы использовать для других проектов. Но почему у римских скульптур чаще всего отсутствует именно голова?

Самая очевидная причина заключается в том, что тонкая шея является уязвимой частью и больше шансов, что именно она сломается при падении. Однако стоит отметить, что повреждения не всегда являются случайными. В истории Древнего Рима существовал особый процесс, известный как "проклятие памяти". Это означало, что римский сенат мог официально осудить память о каком-либо императоре, который не пользовался популярностью, и таким образом, после его смерти, инициировать процесс уничтожения его образов. Например, император Нерон стал жертвой такого проклятия. Многие его статуи были намеренно повреждены, чтобы стереть его след в истории.

Другая причина заключается в том, что римские скульпторы иногда создавали статуи с возможностью замены голов. Как объясняет куратор отдела древностей Музея Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе (США) Кеннет Лапатин, такая конструкция позволяла работать над скульптурой сразу нескольким мастерам одновременно.

Пример съемной головы статуи (слева) по сравнению с отломанной головой (справа).
 

 

Пример съемной головы статуи (слева) по сравнению с отломанной головой (справа). (Фото предоставлено программой Getty's Open Content Program)


Современные обезглавливания
 

В наши дни такие инциденты происходят довольно редко, но все же имеют место. Римские скульптуры, обладающие огромной исторической ценностью, становятся настоящими сокровищами на рынке антиквариата. Арт-дилеры, движимые жадностью, осознали, что могут извлечь большую прибыль, разделяя статуи на две части: тело и голову. Это позволяет им продавать два отдельных артефакта вместо одного, что, конечно, значительно увеличивает их доход.

Древнеримская статуя Женщина в драпировке
 

Ярким примером такого подхода является статуя женщины в драпировке, находящаяся в Гетти. Когда музей приобрел эту статую в 1972 году, от нее осталось лишь тело, а голова была утеряна. Архивные фотографии свидетельствуют о том, что у статуи была голова как минимум до 1930-х годов. Это подчеркивает, как легко и безжалостно могут обращаться с историческими артефактами в погоне за прибылью.

Когда старший куратор музея заметил, что один из торговцев древностями предлагает голову, которая, похоже, принадлежит статуе в его коллекции, стало очевидно, что кто-то разделил эти части в 20 веке. Лапатин отмечает, что, хотя детали этого "разделения" остаются неизвестными, можно предположить, что тот, кто это сделал, считал, что сможет получить больше денег, если продаст голову отдельно от тела. В итоге реставраторы все же смогли воссоединить голову и тело. 



Оставить комментарий

Заполните все поля. Ваш email-адрес не будет опубликован.