Ассирийская кампания против Иудеи 701 года до н.э., возглавляемая могущественным царем Сеннахиримом, представляет собой один из самых драматичных эпизодов библейской истории и одновременно важный период в истории Ближнего Востока. Сеннахирим расценивал царя Иудеи Езекию как непокорного вассала, отказавшегося платить дань и подчиняться ассирийскому сюзеренитету. Это неповиновение стало причиной масштабной военной кампании, которая охватила значительную часть Иудейского царства. Ассирийская армия, известная своей жестокостью и военной мощью, продвинулась с севера, легко покоряя иудейские города и опустошая сельскохозяйственные земли. Хроники свидетельствуют о взятии множества укрепленных поселений, огромных разрушениях и массовом пленении населения. Археологические находки подтверждают масштабы этой катастрофы: руины городов, следы пожаров, массовые захоронения.
Осада Иерусалима, столицы Иудеи, стала кульминацией этой кампании. Ассирийские источники описывают мощную оборону города, однако подробности о ходе осады остаются предметом дискуссий. Еврейская Библия приписывает спасение Иерусалима божественному вмешательству, рассказывая о гибели огромного количества ассирийцев от "ангела Господнего" (2 Царств 19:35). Это, конечно, не подтверждается независимыми источниками. Ассирийские клинописные тексты более склонны к версии о выплате Езекией огромной дани, включающей ценные металлы, скот и прочие богатства, что позволило отсрочить падение города.
Недавние археологические раскопки в районе Мордот-Арнона в Иерусалиме пролили свет на экономическую ситуацию в Иудейском царстве в тот период. Обнаруженное административное здание, функционировавшее, как видно, в качестве налогового центра, представляет собой уникальную находку.
"То, что мы видим здесь, — это экономический генератор Иудейского царства", – подчеркнула Нерия Сапир, руководитель раскопок. Находки позволяют представить масштабы экономической мощи Иудеи и ее способность собирать значительные налоги, хотя и частично в виде вынужденной дани Ассирии.
Сапир предположила, что найденные в здании кувшины служили не просто емкостями для хранения, а важными инструментами налоговой системы. Они использовались для сбора налогов, взимаемых, вероятнее всего, в виде сельскохозяйственной продукции, например, оливкового масла, с местного населения. Эта система, судя по всему, охватывала как земельных собственников, так и государственных чиновников, ответственных за сбор и перечисление налогов царю Иудеи.
Наличие имен на ручках некоторых кувшинов позволяет предположить существование определённой системы учёта и контроля. Эти имена, возможно, принадлежали лицам, ответственным за надзор за сбором налогов и их доставкой в царскую казну.
Однако, история здания на этом не заканчивается. В VII веке до н.э. оно было перестроено. И вновь кувшины использовались для сбора налогов. Но ключевое отличие заключалось в надписях на сосудах. Теперь они указывали не на плату Езекии, царю Иудеи, а на выплату налогов царю Ассирии. Этот факт свидетельствует о том, что, хотя Езекии было позволено сохранить свой титул царя, ассирийцы установили полный контроль над финансовыми потоками в регионе, окружающем Иерусалим. Это не просто сбор налогов, а ясный сигнал о политической подчиненности и зависимости Иудеи от Ассирии. Взимание налогов ассирийцами стало прямым подтверждением их военной и политической победы, а также эффективным инструментом экономического контроля над завоёванными территориями.
Заполните все поля. Ваш email-адрес не будет опубликован.
Загадочная болезнь в Конго
Почему мы снова толстеем после похудения?
Миссия "Хаябуса-2" и неожиданная находка
Инопланетяне могут путешествовать на звездах
Свет - это частица или волна?