13 самых необычных экзопланет

Опубликовано: 02 Окт 2024  |  Источник: livescience

Астрономы обнаружили уже более 5600 планет за пределами Солнечной системы. Эти экзопланеты, как называют их ученые, представляют собой невероятные миры опустошаемые жаром звезд или погруженные в вечную ночь. Есть миры, которые выглядят так, словно их списали с фантастического романа. Вот самые необычные экзопланеты:

"Адская планета", где льется лавовый дождь

55 Рак e

55 Рак e - скалистый мир размером в восемь раз больше Земли. Такие типы экзопланет называются «Суперземлей». 55 Рака e, которую часто называют "адской планетой", полностью покрыта морями лавы, там может даже идти лавовый дождь. Экзопланета расположена в 41 световом году от Земли, что делает ее популярным объектом для исследований.

Водный мир с потенциально живыми океанами

K2-18 b

K2-18 b - это большой мир, расположенный примерно в 120 световых годах от Солнца. Он находится в "зоне Златовласки", это означает, что там может существовать жидкая вода (и потенциально жизнь). Недавний анализ, проведенный с помощью космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST), подтверждает идею о том, что на экзопланете может быть океан жидкой воды или даже жизнь. В ходе исследования JWST обнаружила в атмосфере экзопланеты возможные следы диметилсульфида, химического вещества, которое выделяется только фитопланктоном.

Гигант, нарушающий правила

LHS 3154b

Гигантская экзопланета LHS 3154b заставляет учёных ломать голову, потому что она слишком большая для своей крошечной звезды. Эта планета, которая в 13 раз массивнее Земли, вращается вокруг звезды, которая в девять раз меньше Солнца.

Самая большая экзопланета во Вселенной

Экзопланеты

Экзопланета HAT-P-67 b является самой большой известной экзопланетой, ее радиус в два раза больше Юпитера. Этот удивительный мир, расположенный в 1200 световых годах от Земли, имеет очень низкую плотность (всего около трети массы Юпитера).

"Планета-глаз" с потенциально живыми морями

LHS 1140 b

Расположенная всего в 50 световых годах от Земли, экзопланета LHS 1140 b является хорошим кандидатом на существование внеземной жизни. Ученые, изучающие этот мир, обнаружили, что планета покрыта льдом — за исключением той части ее поверхности, которая постоянно направлена в сторону звезды, что придает LHS 1140 b вид глаза. По мнению исследователей, тепло звезды растапливает лед и образуется круглый океан с жидкой водой.

Мир тухлых яиц

HD 189733 b

Экзопланета HD 189733 b, расположенная в 64 световых годах от Земли, имеет особый химический состав. Недавнее исследование показало, что ее атмосфера содержит значительное количество сероводорода, который пахнет тухлыми яйцами. Но жизни там точно нет - планета вонючих яиц слишком горячая.

Планета, похожая на Землю

Gliese 12 b

Экзопланета Gliese 12 b вращается вокруг красного карлика примерно в 40 световых годах от Земли. Она имеет ширину всего в 1,1 раза больше Земли. И хотя Gliese 12 b вращается вокруг своей родной звезды гораздо ближе, чем наша планета к Солнцу (год там длится около 13 земных дней), эта звезда также намного меньше, что удерживает планету в обитаемой зоне и на ее поверхности может образовываться жидкая вода.

Планета размером с Землю с вечной ночью

SPECULOOS-3 b

Не всем планетам размером с Землю повезло быть пригодными для жизни. Возьмем, к примеру, SPECULOOS-3 b, скалистую планету, похожую на Землю, орбита которой вокруг красного карлика находится слишком близко. Совершая оборот по орбите каждые 17 часов, скалистый мир подвергается воздействию такого количества радиации, что его атмосфера, вероятно, была уничтожена давным-давно, оставив несчастную планету совершенно бесплодной. Более того, из-за близости к звезде и влияния ее гравитации, эта планета всегда повернута к ней одной стороной, на которой вечный день, а на другой стороне – вечная ночь.

Адский мир с великолепными радугами

WASP-76 b

Экзопланета WASP-76 b, расположенная в 637 световых годах от Земли, — не то место, где вы хотели бы провести отпуск. Температура дневной стороны планеты, вращающейся в 20 раз ближе к своей родной звезде, чем Меркурий к Солнцу, по оценкам, достигает 2400 градусов Цельсия, что делает ее настоящим адом. Однако это создает интересное явление: странное яркое пятно, наблюдаемое на поверхности планеты, прямо там, где сходятся дневная и ночная стороны, может быть "глорией" — редким природным явлением, иногда наблюдаемым на Земле, состоящим из концентрических радужных колец, образующих гигантский круг.

Планеты-гиганты, вращающиеся вокруг мертвых звезд

WD 1202-232

Однажды Солнце умрет, но некоторые планеты в нашей Солнечной системе его переживут. Ученые сделали этот вывод после обнаружения двух огромных планет, вращающихся вокруг "мертвых" белых карликов в отдаленных звездных системах. Названные WD 1202-232 и WD 2105-82, эти планеты вращаются вокруг небольших мертвых звезд на расстояниях в 11,5 раз превышающих расстояние между Землей и Солнцем. Их открытие, если оно подтвердится, намекает на то, что сопоставимые планеты нашей Солнечной системы, Юпитер и Сатурн, возможно, однажды смогут пережить неизбежную гибель Солнца.

Планеты-изгои Ориона

Большинство известных планет вращаются вокруг звезд, но может быть огромное количество планет, у которых нет звезды. Ученые, использующие JWST, обнаружили сотни "планет-изгоев", пролетающих сквозь туманность Ориона, не привязанных ни к одной звезде. Как ни странно, около 80 из этих миров-изгоев оказались в ловушке на двойных орбитах друг с другом, кувыркаясь в космосе парами. Ученые не знают как эти миры были выброшены из своих родных звездных систем или почему они оказались в ловушке на двойных орбитах.

Планета с кварцевыми облаками

WASP-17b

Можете ли вы представить закат, просвечивающий сквозь облака из чистого кварца? Наблюдение с помощью JWST показывает, что это может быть реальностью на экзопланете WASP-17b, газовом гиганте, который вращается очень близко к своей родной звезде, что разогревает ее атмосферу до 1500 C. Астрономы предполагают, что это тепло образует в атмосфере экзопланеты крошечные частицы кремнезема размером с песчинку, которые могут объединяться в облака из чистого кварца.

Планеты-братья

Планеты вокруг PDS 70

Вокруг далекой звезды PDS 70, расположенной в 370 световых годах от Земли, находится невероятно редкая пара планет-братьев. Один полностью сформированный мир размером примерно с Юпитер, по-видимому, вращается вокруг своей звезды-хозяина; позади него на той же орбите находится огромное облако газа и пыли, которое, как подозревают исследователи, может быть частично сформированным собратом планеты. Хотя только один из объектов кажется полноценной планетой, пара является первым свидетельством редких "троянских планет" — двух миров, которые сформировались почти в одно и то же время, примерно в одном и том же месте вокруг своей родной звезды, движущихся по совершенно одинаковой орбите.