Тайна исчезнувшей луны: как Нерио повлиял на ландшафт Марса

Опубликовано: 16 Сен 2024  |  Источник: Journal of Geophysical Research: Planets

Марс полон загадок, одной из которых является его уникальный и противоречивый ландшафт. В то время как другие скалистые планеты Солнечной системы кажутся более гладкими и однородными, Марс демонстрирует невероятные контрасты: гигантский каньон долины Маринера, поражающий своими размерами, величественная гора Олимп, самая высокая в Солнечной системе, и огромный вулканический регион Тарсис, простирающийся на 5000 километров и возвышающийся над поверхностью на 7 километров.

Не менее впечатляющим является и антипод Тарсиса – область Терра Сабея на противоположной стороне Марса, также отличающаяся высоким рельефом. Как же сформировался этот захватывающий рельеф, настолько отличающийся от других планет?

Ученый Майкл Эфроимски из Военно-морской обсерватории США предложил новую гипотезу: в ранней истории Марса существовал крупный спутник, названный Нерио, который оказывал сильное гравитационное влияние на планету. Подробности гипотезы изложены в Journal of Geophysical Research: Planets, а также на сайте препринтов arXiv.

Расположение возвышенности Тарсис и основных топографических особенностей в регионе и прилегающих к нему районах.

По аналогии с Луной, которая вызывает приливы на Земле, Нерио, будучи значительно массивнее современных спутников Фобоса и Деймоса, мог вызывать приливы в магме Марса и деформацию коры планеты.

Затем Нерио, как предполагает Эфроимски, был разрушен в результате катастрофического столкновения с другим небесным телом. Это событие могло произойти на раннем этапе истории Солнечной системы, когда столкновения между космическими объектами были частым явлением.

Осколки Нерио, оставшиеся после столкновения, образовали два современных спутника Марса - Фобос и Деймос. Другие следы столкновения были рассеяны по Солнечной системе в результате гравитационного взаимодействия.

Гипотеза Эфроимски имеет ряд несостыковок.  Например, если бы Нерио действительно был разрушен, то на Марсе должен был образоваться пояс кратеров, соответствующий его орбите.  Однако таких следов не обнаружено.