У Бетельгейзе может быть звезда-спутница

Опубликовано: 12 Сен 2024  |  Источник: arXiv

Звезда Бетельгейзе из созвездия Ориона является одной из самых ярких на ночном небе. Но она может быть не одна.  Новое теоретическое исследование предполагает, что у Бетельгейзе есть звезда-спутник, которая вращается вокруг нее и создает периодически перемены в светимости.

Если вы направите телескоп на Бетельгейзе и будете наблюдать за ней в течение нескольких недель, вы заметите, как её яркость изменяется: звезда то тускнеет, то снова становится ярче. Эти изменения происходят в цикле, который длится около 400 дней. Однако, если вы проанализируете данные о её светимости за более длительный период, вы сможете обнаружить наличие более медленного и мощного цикла, который астрономы называют длительным вторичным периодом (LSP). Этот LSP длится примерно шесть лет, или 2170 дней.

Меридит Джойс, доцент Университета Вайоминга и соавтор нового исследования, отмечает, что многие звезды демонстрируют подобные LSP, но Бетельгейзе выделяется среди них благодаря своей массе и характеристикам. Большинство звезд, показывающих LSP, имеют меньшую.

Пульсации звёзд, такие как те, что наблюдаются у Бетельгейзе, часто связаны с циклическими процессами, когда звезда набухает и сжимается. Это происходит из-за того, что газ, находящийся вблизи ядра звезды, нагревается до высокой температуры и поднимается к поверхности. Когда этот газ достигает поверхности, он расширяется, увеличивая размер звезды. Затем, когда газ остывает, он оседает обратно вглубь звезды, что приводит к её уменьшению.

Бетельгейзе, также известная как Альфа Ориона, является частью созвездия Орион. Это одна из самых ярких звезд на ночном небе.

Астрономы пришли к выводу, что периодические 400-дневные изменения яркости Бетельгейзе могут быть объяснены именно такой цикличностью. Однако загадка, связанная с долгосрочной периодичностью (LSP) в 2170 дней, оставалась неразгаданной. Исследователи выдвигали различные гипотезы, пытаясь объяснить эту аномалию. Одной из версий была разница в скорости вращения ядра звезды по сравнению с её поверхностью. Другие предполагали, что причиной LSP могут быть солнечные пятна, возникающие из-за хаотических магнитных полей, которые также могут влиять на яркость звезды.

Новое исследование, проведённое Меридит Джойс и ее командой, предложило более убедительное объяснение. Согласно их гипотезе, у Бетельгейзе есть звезда-компаньон, которую он назвал "Бетельбудди". Эта звезда-компаньон, проходя через пылевые облака, окружающие Бетельгейзе, временно рассеивает их. Поскольку пыль обычно блокирует свет Бетельгейзе, её исчезновение на время делает звезду более яркой для наблюдателей с Земли. Это объясняет, почему мы можем наблюдать её яркость в определённые моменты времени.

Расчёты, проведённые командой Джойса, показывают, что звезда-компаньон может быть в два раза массивнее нашего Солнца. Хотя до этого момента ни одно исследование не подтверждало наличие спутника у Бетельгейзе, статистика говорит о том, что большинство звёзд в нашей галактике имеют один или даже два спутника. Однако, чтобы подтвердить гипотезу о наличии звезды-компаньона, необходимы прямые наблюдения.