Взрывной рост искусственного интеллекта (ИИ) – это не просто технологический скачок, открывающий безграничные возможности. Это фундаментальный вызов нашей морали, этике и самому пониманию человеческой сущности. Внедрение ИИ оказывает глубокое влияние на все сферы жизни: здравоохранение (диагностика, персонализированная медицина, хирургическая робототехника), право (предиктивная аналитика, автоматизация правоприменения), военное дело (автономное оружие, стратегическое планирование), рынок труда (автоматизация, новые профессии), политику (пропаганда, манипулирование общественным мнением) и, что особенно важно, на наше самосознание – на то, что делает нас людьми, формирует наше чувство идентичности и самооценки.
Книга "Мораль ИИ" ("AI Morality", Oxford University Press, 2024), редактором которой является британский философ Дэвид Эдмондс, представляет собой сборник эссе, написанных группой ведущих философов, глубоко исследующих эти трансформационные изменения. Книга поднимает важнейшие вопросы о будущем человечества в эпоху интеллектуальных машин.
Цифровой портрет
Одно из ключевых эссе, написанное Мюриэль Лойенбергер, постдокторантом по этике технологий и ИИ в Цюрихском университете, фокусируется на формировании нашей идентичности под влиянием ИИ. В эссе "Стоит ли позволять ИИ говорить вам, кто вы и что вам следует делать?" Лойенбергер поднимает вопрос о том, насколько сильно алгоритмы машинного обучения, лежащие в основе современных цифровых платформ (социальные сети, приложения для знакомств, поисковые системы, рекомендательные системы), влияют на наше самовосприятие. Эти алгоритмы, анализируя огромные массивы данных, знают о нас часто больше, чем мы сами. Они знают наши предпочтения, привычки, страхи, надежды – информация, которую мы сами, возможно, не осознаем в полной мере.
Лойенбергер задается вопросом: можно ли доверять этим алгоритмам принимать за нас решения, касающиеся нашей жизни?
Даже если бы у нас существовал совершенный искусственный интеллект (ИИ), способный с поразительной точностью анализировать наши данные и предсказывать наше поведение, оставалась бы фундаментальная этическая дилемма. Идея о том, что ИИ может определить, кто мы есть и что нам следует делать, исходит из предположения, что наша личность – это всего лишь набор данных, доступных для анализа. Этот набор включает в себя личную информацию, психологические профили, социальные связи, биологические показатели, экономические факторы и многое другое.
Эта информация собирается через различные каналы: данные о наших коммуникациях (сообщения, звонки, электронная почта), геолокации (история перемещений, посещаемые места), онлайн-активности (посещаемые сайты, просмотренные видео, прослушанная музыка), покупок (кредитные карты, онлайн-магазины), физической активности (фитнес-трекеры). Все эти данные используются не только для персонализации рекламы, но и для формирования "цифрового портрета" каждого человека.
ИИ, используя мощные алгоритмы машинного обучения, может обрабатывать эту информацию, выявляя паттерны и предсказывая вероятные сценарии нашей жизни. Он может даже предложить оптимальные пути достижения определенных целей, основываясь на статистическом анализе огромного количества данных.
Идентичность человека
Однако такая перспектива игнорирует критически важный аспект человеческого существования: нашу способность к самоопределению. Мы не просто пассивные получатели информации, формируемой внешними факторами. Мы – активные создатели собственной личности, постоянно развивающиеся, изменяющиеся и формирующиеся в процессе взаимодействия с миром. Эта идея самосозидания лежит в основе экзистенциалистской философии, ярким представителем которой был Жан-Поль Сартр. Сартр и другие экзистенциалисты утверждали, что человек не определяется предопределенной сущностью или природой. Наше существование предшествует нашей сущности. Мы становимся, постоянно создавая себя в процессе жизни, принимая решения и совершая поступки.
Это означает, что наша идентичность – это не статичная величина, а динамический процесс. Мы не просто обнаруживаем свою личность, как археолог раскапывает древний артефакт; мы её создаём, подобно скульптору, формирующему произведение искусства из глины. Даже с учетом объективных фактов – места рождения, генетических предрасположенностей, прошлых событий – мы обладаем радикальной свободой выбора. Эта свобода, конечно, не абсолютна; она ограничена социальными нормами, физическими законами и многими другими факторами. Но в рамках этих ограничений мы обладаем значительной степенью свободы в определении своей собственной идентичности и ценностной системы.
ИИ, несмотря на его аналитические возможности, может предложить лишь внешнюю, объективизированную перспективу на нашу личность. Он может действовать как зеркало, отражающее наши сильные и слабые стороны, указывая на потенциальные возможности и риски. Он может проанализировать наши данные и показать, как наши действия коррелируют с нашими целями, предлагая альтернативные пути достижения желаемого результата. Однако, ИИ не может и не должен принимать решения за нас. Он не может понять нюансы человеческой мотивации, сложность наших эмоций и этические дилеммы, с которыми мы сталкиваемся.
Ответственность за создание собственной личности лежит исключительно на нас. Это непрерывный процесс, требующий самоанализа, самопознания и постоянного осмысления своих ценностей и целей. Мы должны критически относиться к информации, предоставляемой ИИ, не позволяя ему диктовать нам, кто мы должны быть. ИИ может быть полезным инструментом, но он не может заменить наше собственное самоосознание и самостоятельное принятие решений.
Более того, следует учитывать потенциальные опасности использования ИИ для определения личности. Представления ИИ о "наилучшем" пути могут основываться на устаревших данных или быть предвзятыми, отражая социальные стереотипы и неравенства. ИИ может не учитывать индивидуальные обстоятельства и особенности, что может привести к неверным прогнозам и рекомендациям. Поэтому, критическое мышление и самостоятельный анализ остаются необходимыми для принятия осознанных решений, касающихся нашей жизни.
Заполните все поля. Ваш email-адрес не будет опубликован.
Загадочная болезнь в Конго
Почему мы снова толстеем после похудения?
Миссия "Хаябуса-2" и неожиданная находка
Инопланетяне могут путешествовать на звездах
Свет - это частица или волна?