Забывание - удивительный прием эволюции

Опубликовано: 13 Ноя 2024  |  Источник: Live Science

Забывание – не просто досадная мелочь, мешающая вспомнить, где мы оставили ключи. Это сложный когнитивный процесс, играющий критически важную роль в нашей повседневной жизни и функционировании мозга. Мы забываем имена, лица, детали событий – это происходит постоянно, и это нормально. Но почему? Объяснение не сводится к простому "ухудшению памяти". Забывание – это активный процесс, имеющий как пассивные, так и активные механизмы, и, что удивительно, оно может быть даже полезно.

Кривая забывания

Одно из первых научных исследований забывания провел немецкий психолог Герман Эббингауз в конце XIX века. Его знаменитая "кривая забывания" наглядно демонстрирует экспоненциальный характер потери информации: большая часть новой информации забывается очень быстро после её усвоения, а затем скорость забывания постепенно снижается. Современные нейробиологи подтверждают эти выводы с помощью более сложных методов исследования, таких как нейровизуализация, позволяющих наблюдать за активностью мозга в процессе запоминания и забывания. Например, функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) демонстрирует, как определенные области мозга активируются при кодировании новой информации и как эта активность меняется со временем в зависимости от того, насколько хорошо информация запоминается.

"Кривая забывания" Эббингауза
"Кривая забывания" Эббингауза 

Однако "кривая забывания" Эббингауза описывает лишь пассивный аспект процесса. Активный, функциональный аспект забывания связан с тем, как наш мозг обрабатывает огромный поток информации, обрушивающийся на нас каждый день. Представьте, что бы случилось, если бы мы помнили всё – от каждой детали вчерашнего обеда до каждого бессмысленного разговора, услышанного за день. Наш мозг был бы перегружен, поиск нужной информации превратился бы в невыполнимую задачу, и способность к эффективному мышлению и принятию решений была бы полностью парализована.

Причины забывания

Забывание играет роль своеобразного "фильтра", отсеивая неважную информацию. Это происходит на нескольких уровнях. Во-первых, на этапе кодирования информации: если мы не уделяем чему-то достаточного внимания, мозг просто не затрачивает ресурсы на его глубокую обработку и консолидацию в долговременную память. Нобелевский лауреат Эрик Кандел, в своих исследованиях синаптической пластичности, показал, что образование памяти связано с усилением синаптических связей между нейронами. Внимание, эмоциональная значимость, повторение – всё это способствует укреплению этих связей. Если же информация не важна, связи остаются слабыми и быстро исчезают. 

Во-вторых, забывание происходит на этапе хранения информации. Даже если информация была изначально закодирована, она может быть "забыта" из-за интерференции – вмешательства других воспоминаний, похожих по содержанию или времени запоминания. Проще говоря, новые воспоминания могут "затирать" старые, особенно если они схожи. Этот феномен называется проактивной или ретроактивной интерференцией. 

В-третьих, забывание может быть следствием активного подавления воспоминаний – защитного механизма, предотвращающего переживание травматического или неприятного опыта. Этот процесс, изучаемый в рамках психотерапии, связан с активностью определённых областей мозга и, возможно, зависит от нейрохимических механизмов.

Оптогенетика

Последние исследования на грызунах, часто используемых в нейронауке из-за сходства структуры мозга с человеческим, пролили новый свет на процесс запоминания и реактивации памяти. Грызунам предъявляли нейтральный стимул (звонок) одновременно с неприятным – легким ударом электрическим током по лапе. После нескольких повторений звонок сам по себе вызывал у грызуна реакцию страха – замирание, попытки избежать неприятного стимула. Эта реакция свидетельствует о формировании памяти страха, закрепившейся в специфических нейронных ансамблях, преимущественно в миндалевидном теле – области мозга, ответственной за обработку эмоций, особенно связанных со страхом и угрозой. 

Ученые смогли идентифицировать нейронные связи (синапсы), активирующиеся при ассоциации звонка и удара. Ключевой момент исследования заключался в том, чтобы выяснить, можно ли искусственно активировать эти нейронные сети и вызвать реакцию страха без первоначального стимула – звонка и удара. Для этого использовалась оптогенетика – революционная методика, сочетающая генетические модификации с воздействием света. Внедряя светочувствительные белки в специфические нейроны миндалевидного тела, исследователи могли выборочно активировать эти нейроны светом, вызывая у грызунов поведенческие реакции, характерные для страха, даже при отсутствии первоначального обусловленного стимула (звонка). Это показало, что воспоминания не просто хранятся пассивно, а могут быть реактивированы целенаправленным воздействием на соответствующие нейронные сети.

Феномен "кончика языка"

Другим примером реактивации воспоминаний является феномен «кончина языка» Он был описан американскими психологами Роджером Брауном и Дэвидом Макнилом в 1960-х годах и проявляется в виде временного затруднения доступа к воспоминаниям. Когда мы «знаем», что знаем ответ, но не можем его припомнить, это указывает на то, что информация хранится в мозге, но доступ к ней затруднен. В таких случаях для реактивации воспоминаний часто бывает достаточно небольшой подсказки (первой буквы имени, контекста ситуации), чтобы «разблокировать» воспоминание.



Оставить комментарий

Заполните все поля. Ваш email-адрес не будет опубликован.