Загадка Маленьких красных точек

Опубликовано: 09 Сен 2024  |  Источник: theconversation

Астрономы, исследующие раннюю Вселенную с помощью космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST), обнаружили класс галактик, природа которых поставила их в тупик.

Эти галактики — их несколько сотен и они называются Маленькие красные точки (LRDs) — очень красные и компактные. Они существовали всего около 1 миллиарда лет космической истории, но что это такое астрономы пока не знают, потому что LRDs похожи на разные астрофизические объекты.

Типичная LRDs невелика, ее радиус составляет всего 2% от радиуса галактики Млечный Путь. Некоторые из них еще меньше. Информация, которую астрономы собрали к настоящему времени из спектров и линий излучения LRDs, привела к появлению двух противоположных гипотез, объясняющих их природу, рассказывает астрофизик из Смитсоновского института Фабио Пачуччи. Эти объекты являются либо чрезвычайно плотными галактиками, содержащими миллиарды звезд, либо в них находится сверхмассивная черная дыра.

Две гипотезы

Согласно гипотезе "Только звезды", LRDs содержат огромное количество звезд - до 100 миллиардов звезд. Это примерно столько же звезд, сколько в Млечном Пути. Таким образом, Маленькие красные точки могут оказаться самым плотным звездным скоплением во всей Вселенной. Настолько плотным, что астрономы даже не уверены, могут ли такие звездные системы существовать физически.

Гипотеза "Черной дыры" базируется на признаках, говорящих о явном присутствии сверхмассивной черной дыры в центре LRDs. Но проблема в том, что такие черные дыры окажутся слишком массивными. Обычно масса черных дыр составляет около 0,1% от звездной массы их галактик-хозяев. Но некоторые из LRDs, по расчету, должны содержать черную дыру, почти такую же массивную, как вся галактика. Однако есть еще одна загвоздка. Черные дыры в Маленьких красных точках не показывают никаких признаков рентгеновского излучения. Даже на самых глубоких доступных изображениях, на которых астрономы должны иметь возможность легко наблюдать эти черные дыры, от них нет и следа.

Так как же астрономы могут раскрыть истинную природу этих маленьких пятнышек света, которые сияли в начале времен? Секрет заключается в наблюдении за их поведением. Использование JWST и более мощных рентгеновских телескопов для проведения дополнительных наблюдений, в конечном итоге, поможет выявить особенность, которая подскажет астрофизикам верную гипотезу.